опера "Сказка о царе Салтане"

Пролог:

Эскиз декорации к первому действию Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут.
Старшая и средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой: Через силу не пряди, Дней-то много впереди!
Однако младшей сестре, Милитрисе, не дают сидеть сложа руки.
Старшие сёстры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала царицей. У дверей светлицы остановился царь Салтан, проходивший мимо со свитой бояр.
Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая из них обещает устроить пир на весь мир, средняя — наткать полотна, тогда как Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса — царицей, а её сёстры — поварихой и ткачихой.
Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе.
Последняя предлагает план: когда Салтан уедет на войну, а его жена родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь, Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку».
Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.

Действие первое:

Эскиз декорации к первому и третьему действиям Царский двор в Тмутаракани. Милитриса грустит.
Около неё Бабариха и скоморох, прислужницы, а у ворот — стража. Входит повариха с подносом яств.
Появляется старый дед и просит пропустить его к царевичу, чтобы распотешить его сказками.
Приходит Ткачиха — похвастать вытканным ею затейливым ковром. Проснулся царевич. Няньки поют ему весёлую детскую песенку «Ладушки».
Царский двор наполняется народом. Все восхищаются царевичем, а хор исполняет здравицы в честь него и царицы.
Расталкивая толпу, вваливается пьяный гонец с грамотой от царя Салтана. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём, и рассказывает о «хлебосольной» бабушке, накормившей его досыта и напоившей допьяна.
Дьяки читают царскую грамоту: «Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу, и приплод В бочке бросить в бездну вод». Все в недоумении.
Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха злобно радуются.
Вводят царевича Гвидона. Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь.
Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.

Действие второе:

Эскиз декорации ко второму действию. 1940 Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка.
Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич.
Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и принимается за дело — мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море бьётся «лебедь средь зыбей, коршун носится над ней».
Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. Она обращается к своему спасителю Гвидону с благодарностью, обещает отплатить ему добром и открывает свою тайну: Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил. Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету.
Мать поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают. Наступает рассвет, из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец.
Царица и царевич просыпаются, любуясь видением, и Гвидон догадывается: Вижу я: Лебедь тешится моя.
Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.

Действие третье:

Иван Билибин. Эскиз костюма боярина. 1936

Картина первая:
Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань.
С тоской смотрит им вслед Гвидон.
Он жалуется Лебедь-птице, что ему прискучили все чудеса острова, и он хочет видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым.
Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём.
Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля — это Гвидон улетает догонять корабль.

Картина вторая:
Царский двор в Тмутаракани.
Царь Салтан сидит на троне — он грустен. Около него повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха.
К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол и потчуют.
В благодарность гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: появление на пустынном острове красивого города Леденца, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря.
Повариха и ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь.
У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха рассказывает о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой «днём свет Божий затмевает, ночью землю освещает».
Тут шмель жалит Бабариху в самый глаз, и она кричит.
Начинается общий переполох.
Шмеля ловят, но он благополучно улетает.

Действие четвёртое:

Иван Билибин. Эскиз декорации к третьему и четвёртому действиям

Картина первая:
Берег острова Буяна.
Вечер.
Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её.
Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она не уверена в его чувстве. Но Гвидон настаивает и готов идти за любимой «хоть за тридевять земель». И наконец Лебедь говорит: Нет, зачем искать далёко? Я скажу, вздохнув глубоко: Знай, пришла судьба твоя, Та царевна — это я!
В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты.
Наступает утро, и доносится песня — это царица Милитриса идёт к морю в сопровождении прислужниц.
Гвидон и Царевна-Лебедь просят её дать согласие на брак, и Милитриса благословляет их.

Картина вторая:
Оркестровое вступление повествует о городе Леденце и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней — Салтан в сопровождении поварихи, ткачихи и Бабарихи.
Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом — витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь. Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой.
Салтан взволнован и просит волшебницу Лебедь показать ему царицу Милитрису. Она отвечает: Дар чудес царевне дан: Взглянь на терем, царь Салтан. На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд и говорит: Мой родимый, это я!
Повариха и ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает, но на радости царь прощает всех.